- О чём вы мечтали в детстве?
- Когда пришла в спорт, конечно, мечтала стать Олимпийской чемпионкой и объездить весь мир. Вот, как видите, детские мечты иногда сбываются.
- А какие мечты ещё не осуществились?
- У меня была мечта стать стоматологом, потому что плановый осмотр зубов в школе наводил на всех панический ужас. Готовы были даже школу прогулять, лишь бы зубы не лечить. Мы все думали, что врачи – это какие-то боги. Значит, я буду зубным врачом и буду иметь власть над людьми. А ещё у меня была идея фикс – стать учёным-астрономом. Мы с братом часто спали на балконе и смотрели на звёзды, как они падают, как кометы летят. Моя мама даже покупала журнал, где было написано, когда затмение будет или ещё что-нибудь интересное. Потом пришли более серьёзные мечты, связанные со спортом. А намного позже я уже перестала себе придумывать мечты, немножко приземлилась. Сейчас живу по принципу «что ни делается, всё к лучшему».
- Что вы делали на спор?
- Как-то поспорили, пробегу ли я 400 м за 58 секунд. То есть без всяких тренировок я задумала обогнать всех наших бегуний. Выступила с результатом 58.02. Мне было очень плохо. До сих пор помню, всё было, как в замедленном кино: тренер что-то кричал, а я не слышала. Прибежала и упала. А когда увидела, что я ещё и проиграла, это было что-то! Тогда почти весь стадион пришёл смотреть на моё шоу: первые 300 м я бежала первой, а на последней сотке ноги подкосились… Намного позже, в 2004 году, двое парней поспорили на бутылку коньяка, что меня обыграет моя давняя соперница, которая заявила, что костьми ляжет, но выиграет. Я тогда воскликнула: «Как? Я хозяин, я царь! Не бывать этому!». Но это был скорее внутренний принцип: а не слабо ли? В итоге была очень ожесточённая борьба, и результаты тоже поражали: у меня 7.33 м, у неё – 7.27 м. За 15 лет никто так далеко не прыгал.
К сожалению, я получила травму пятки, поэтому на Олимпиаде не смогла победить в тройном прыжке – не получался скачок. Но это окупилось победой в прыжке в длину. Психологически я не дала выиграть своей ближайшей сопернице. Она стала второй. За пределами сектора мы можем общаться спокойно, пожать друг другу руки. Но в секторе, к сожалению, мы должны быть как гладиаторы: выйти и победить. Здесь мы должны ненавидеть друг друга. Это то, что даёт тебе адреналин, возбуждает, заводит.
- Если бы вы были Президентом, каким бы был ваш первый указ?
- Наверное, какой-нибудь о смертной казни за коррупцию (смеётся), причём в высших кругах. Тогда страна нормально бы жила, всего бы всем хватало. А так, как говорится, рыба гниёт с головы…
- Что бы вы запретили?
- Я поддерживаю закон, запрещающий курить в общественных местах. Много бываю за границей и вижу, что у них это давно введено. Курение считается общим вредом, а пассивное курение намного опаснее, чем непосредственное. Возможно, для нашей действительности это жёсткие меры, но они могут предостеречь молодых. Я уже не говорю про наркотики. Эту беду запретами не решишь. Здесь необходимы какие-то общественные, социальные программы, потому что человеку тяжело одному справиться, если он попал в эту беду. Нужны очень хорошие психологи, врачи, и обязательно должна существовать альтернатива. А у нас, к сожалению, всё это на зачаточном уровне, и выхода из этой ситуации я пока не вижу. Есть, конечно, такие программы, как «Нет наркотикам!». Но это одноразовые мероприятия, а нужна долгосрочная программа реабилитации человека.
- Какой самый счастливый возраст для женщины?
- Об этом думают не только женщины, но и мужчины. Когда нам 15, мы хотим быстрее стать взрослыми, когда 25 – вспоминаем молодость, думаем, что будет дальше. Когда нам 35, мы становимся мудрыми, у нас появляются дети – это тоже не самый плохой период в жизни. Я вообще думаю, что каждый возраст хорош и красив по-своему. Просто человеку свойственно сомневаться, и он всегда много копается в себе, особенно если любит размышлять и философствовать. Мы приходим к выводу, что время летит быстро. Например, ещё 10 лет назад мне казалось, что весь мир – у моих ног, а сейчас та часть жизни, которая давала столько эмоций, адреналина, к сожалению, подошла к концу. От этого в душе какой-то осадок. Даже не знаю, где ещё я смогу получить такие эмоции, как на выступлениях. Сейчас нахожусь в поиске чего-то нового. Конечно, предложения есть, но они пресные, по сравнению со спортом. Я понимаю, что нужно больше думать о жизни, ставить себя в другие рамки, перестраиваться, но так хочется этого задора и запала!..
Полное интервью Татьяны Лебедевой можно прочитать в газете Стерлитамакский рабочий: http://srgazeta.ru/2013/10/voprosy-chempionki-t-lebedevoj/