Антон Кокорин уже несколько лет живёт и учится в США. На данный момент он выступает за сборную Университета Арканзаса – одну из самых сильных команд NCAA. На зимнем чемпионате NCAAв начале марта Антон показал второй результат российского сезона на дистанции 400 м – 46.09. Летний сезон на своей коронной дистанции Кокорин открыл в субботу в Фейетвилле результатом 47.25.
Расскажи, когда и по каким причинам ты уехал в США, по какому принципу выбирал университет?
Я поступил в колледж в США в августе 2009. Мотивов было несколько: мне было интересно узнать, как занимаются легкой атлетикой в США, как построена система студенческого спорта NCAA, опробовать это все самому и получить хорошее образование. От знакомых я узнал телефон тренера из колледжа, в котором учился бронзовый призер чемпионата мира в Берлине на 400м Ренни Кво, и через короткое время я уже был в Техасе.
Не секрет, что в США очень дорогое обучение. Ты учишься по спортивной стипендии? Сложно ли её получить и поддерживать в течение нескольких лет учебы?
Только один год из почти четырех, что я здесь учусь, у меня была спортивная стипендия, и это был мой второй год в колледже SouthPlains. Сейчас, в Университете Арканзаса, у меня есть академическая стипендия за оценки в колледже. Стипендий на мужскую команду очень мало, всего 12.6 на 35 человек, поэтому полную стипендию получить сложно, но можно получить частичную. Чтобы поддерживать академическую стипендию, нужно хорошо учиться, спортивную – хорошо бегать, прыгать или метать. А что конкретно обозначает «хорошо» - зависит от учебного заведения и тренера. Например, в Стэнфорде поддерживать академическую сложнее, чем в Арканзасе, но, пожалуй, легче со спортивной, и наоборот.
Сложно ли было адаптироваться в США в бытовом плане? Ты хорошо знал английский, когда приехал учиться? Хорошо ли тебя приняли?
Я знал английский язык довольно хорошо, поэтому адаптироваться было не так сложно. Конечно, первые несколько месяцев я активно расширял словарный запас и работал над произношением, но люди, которые меня окружали, всегда были готовы мне помочь. Самое сложное для меня было говорить по телефону, когда не видно собеседника. Поэтому первый месяц все звонки за меня делал мой сосед по комнате. В моем колледже больше не было русскоговорящих и одноклассников европейцев у меня тоже не было, только студенты из Техаса и ближних штатов. Более того, у тренера в группе я был единственный белый. Но меня везде принимали хорошо и с интересом.
Какая у тебя специальность? Тяжело ли совмещать тренировки с учебой и сдачей экзаменов?
Я учусь по двум специальностям: основная – логистика (supplychainmanagement), дополнительная – информационные системы. Чем ближе к выпускному – тем больше учебы. Первые два года в колледже были, в основном, предметы общего характера плюс несколько предметов специализации (в моем случае – бизнес). Сейчас, в университете, уже только предметы специализации. В отличии от российских традиций, здесь нет рефератов или докладов, которые нужно сдавать через неделю, но почти на каждом предмете есть проекты, над которыми надо работать 2-3 месяца и, чаще всего, в группе. Сессии в привычном понимании нет, но каждые месяц- полтора есть текущие экзамены по всем предметам и заключительный экзамен на последней неделе учебы. Для спортсменов есть специальный академический центр, где могут оказать помощь в составлении расписания и подобрать преподавателя для индивидуальных занятий. В зависимости от уровня успеваемости, многие спортсмены должны проводить определенное количество часов в неделю в этом центре.
Ты учишься в одном из сильнейших в плане легкой атлетики университетов – университете Арканзаса. Расскажи вкратце, какие там условия для тренировок.
Мой университет выигрывал чемпионат NCAAпо легкой атлетике 41 раз – это рекордное количество титулов для одного учебного заведения. У нас есть отличный манеж, который считается самым быстром в мире, прекрасный стадион, свой тренажерный зал, свое помещение для физиотерапии. В мужской и женской командах по три тренера. В моей тренировочной группе около 15 человек.
Интересовались ли товарищи по команде твоим опытом, в особенности – олимпийским?
Да, и не только товарищи по команде: одноклассники, преподаватели, коллеги по работе. Местная профессиональная бейсбольная команда приглашала меня на свою игру подавать первую подачу в день открытия олимпийских игр в Лондоне.
Каковы основные отличия в подходе к тренировкам в США и в России? Есть ли какие-то новинки в тренировках, с которыми ты не сталкивался в России?
Подход к тренировкам зависит от тренера. В колледже я тренировался около 20 часов в неделю, силовые тренировки делал в четыре тренировочных дня из пяти, самый короткий отдых в беговой работе был три минуты. Сейчас, в университете, тренируюсь 8-12 часов в неделю, силовая только два раза в неделю, отдых в три минуты – самый долгий. Десять повторений по 200 м по 26-28 секунд через полторы минуты отдыха – это обычная тренировка на восстановление. Раньше я никогда бы не подумал, что возможно, а сейчас для меня – это норма. Главное отличие между тренировками в России и США - в отношении спортсменов к тренировочному процессу. Здесь для миллионов людей спорт – это если не смысл жизни, то что-то подобное. Что касается технологических новинок, то у нас на команду есть один Alter-G (анти-гравитационная беговая дорожка – прим. ред.), я часто бегал на ней когда восстанавливался от травмы пятки. Но это, скорее редкость, чем правило. К помощи подобных средств прибегают только при травмах. На обычных тренировках мы не используем никаких высоких технологий, все просто: надел кроссовки, размялся и побежал.
Российские спортсмены немало времени проводят на сборах, а вы все время тренируетесь дома. Какие в этом, на твой взгляд, плюсы и минусы?
Мы все время дома, потому что мы студенты и нам каждый день нужно ходить на занятия. У нас есть все условия, чтобы совмещать тренировки и учебу. Собственно говоря, поэтому я сюда и приехал. Минусов в этом я не вижу.
Ты какое-то время не выступал из-за травмы. Расскажи об этом поподробнее: что была за травма и как шло восстановление?
У меня около полугода был подошвенный фасциит. Летом 2011 года я проходил курс лечения в Санкт-Петербурге, но он оказался безрезультатным. По приезду в университет меня сразу направили к врачу-ортопеду и через пару месяцев я уже бегал в шиповках, но для этого я регулярно выполнял послеоперационный курс процедур и упражнений.
Вопрос, который волнует всех российских болельщиков: готовишься ли ты к чемпионату мира 2013, который пройдет в Москве? Или основная цель на лето – чемпионат NCAA?
Моя основная спортивная цель на лето – чемпионат NCAA, который будет в начале июня. В дополнение к этому, на лето у меня есть ряд не связанных со спортом целей и задач. Но возможность участия в отборе на чемпионат мира в в самом чемпионате мира я рассматриваю.